Ретролентальная фиброплазия


Возможности современной медицины позволяют выхаживать новорожденных даже с массой 500 г. К сожалению, почти каждый пятый недоношенный ребенок страдает заболеванием глаз — ретинопатией недоношенных (РН), и 8% из них — тяжелыми формами.

  • Причины
  • Виды
  • Осложнения
  1. близорукость (миопия);
  2. астигматизм;
  3. косоглазие;
  4. амблиопия («ленивый глаз»);
  5. глаукома;
  6. катаракта;
  7. отслойка сетчатки 
  • Диагностика
  • Лечение
  1. лазерокоагуляция
  2. витрэктомия

Ретинопатия недоношенных — это заболевание глаз, возникающее вследствие нарушения развития сетчатки (светочувствительной области глаза) у недоношенных малышей. Заболевание может привести к полной потере зрения.


В 1951 году была установлена связь между нарушением роста сосудов и высокой концентрацией кислорода в кювезах. В сетчатке обменные процессы осуществляются не посредством дыхания, а гликолиза — это означает, что источником энергии служит расщепление глюкозы, протекающее без потребления кислорода. Под воздействием кислорода гликолиз угнетается, и сетчатка гибнет, заменяясь соединительной и рубцовой тканью. Поэтому относительно недавно единственной причиной ретинопатии недоношенных считалась высокая концентрация кислорода в инкубаторах. Однако ограничение его использования после этого открытия хотя и привело к снижению частоты заболевания, но повлияло на рост смертности от респираторного дистресс-синдрома и на количество тяжелых последствий гипоксии у выживших.

В настоящее время считается, что ретинопатия недоношенных — это мультифакториальное заболевание, то есть оно может возникнуть под действием многих факторов. К группе риска по возникновению ретинопатии относятся недоношенные дети с массой тела при рождении менее 2000 грамм и сроком гестации до 34 недель. Причем риск значительно увеличивается при проведении искусственной вентиляции легких более 3-х дней и кислородотерапии более 1 месяца.

К числу дополнительных факторов риска относят:

  • тяжелые внутриутробные инфекции;

  • гипоксия (ишемия) мозга, кровоизлияния в мозг возникшие в результате осложнений беременности и родов;

  • одним из важных факторов, возможно влияющим на развитие РН, является световое воздействие на незрелую сетчатку, так как в естественных условиях образование сосудов сетчатки завершается внутриутробно, при отсутствии света; недоношенный ребенок попадает в условия избыточной освещенности;

  • существует теория о генетической предрасположенности к заболеванию.

В основе болезни ретинопатии недоношенных лежит незавершенность формирования глазного яблока, сетчатки и ее сосудистой системы. Васкуляризация (формирование сосудов) сетчатки плода начинается на 16 неделе беременности — от центра диска зрительного нерва к периферии — и заканчивается к моменту рождения доношенного ребенка. Соответственно, чем раньше родился ребенок, тем меньше площадь сетчатки, покрытая сосудами, и более обширные бессосудистые, или аваскулярные зоны. У 7-месячного плода — концентрическое недоразвитие сосудов сетчатки: ее центральный отдел кровоснабжается, а на периферии кровеносные сосуды отсутствуют. После рождения у недоношенного ребенка на процесс образования сосудов действуют различные патологические факторы — внешняя среда, свет, кислород, которые могут привести к развитию ретинопатии.

Основным проявлением ретинопатии недоношенных является остановка нормального образования сосудов, прорастание их непосредственно внутрь глаза в стекловидное тело. Вслед за этим начинается новообразование соединительной ткани за хрусталиком, которое вызывает натяжение и отслойку сетчатки.
Начало заболевания приходится на 4-ю неделю жизни, а пик — на 8-ю (время рождения доношенного ребенка). Заболевание поражает обычно оба глаза, но на одном может быть выражено в большей степени.

Ретинопатию недоношенных классифицируют:

  • по локализации патологического процесса (по отношению к зрительному нерву);

  • по распространенности поражения. Окружность глаза можно разделить, как циферблат, — на 24 часа. Распространенность ретинопатии определяется по количеству пораженных «часов»;

  • по стадии. Ретинопатия недоношенных — прогрессирующее заболевание. Начинается оно постепенно, обычно на 4-10-й неделе жизни, и может прогрессировать быстро или медленно от 1-й до 5-й стадии. 3 стадия носит название «пороговой» и служит показанием для проведения коагуляции сетчатки. 5 стадия характеризуется тотальной отслойкой сетчатки и полной потерей зрения;

  • по активности течения: активную (острую) и рубцовую фазы.

У 60-80% детей развивается самопроизвольный регресс заболевания, причем в 55-60% без остаточных изменений на глазном дне. В остальных случаях заболевание протекает более тяжело и прогрессирует до рубцовых стадий.

В 75% случаев РН течет по “классическому” типу, проходя последовательно все 5 стадий, однако различают также такую форму ретинопатии как “плюс”-болезнь (или Rush-болезнь, молниеносная РН), характеризующуюся быстрым, злокачественным течением.

Ретинопатия недоношенных часто сопровождается развитием осложнений:

  • близорукостью (миопией) и астигматизмом;

  • косоглазием и амблиопией («ленивый глаз»);

  • глаукомой;

  • катарактой;

  • отслойкой сетчатки — она может возникнуть в подростковом возрасте как результат растягивания рубцовой ткани при интенсивном росте глазного яблока.

Обследование недоношенного ребенка на ретинопатию начинают проводить, начиная с 32-34 недели развития (обычно через 3-4 недели после рождения). Далее офтальмологи осматривают младенца каждые 2 недели вплоть до завершения васкуляризации (образования сосудов сетчатки). При появлении первых признаков ретинопатии осмотр проводят еженедельно до полного регресса заболевания или стихания активности процесса. При “плюс”-болезни – 1 раз в 3 дня.
Обследование глазного дна проводят с помощью непрямой бинокулярной офтальмоскопии. Осмотр проводят с обязательным расширением зрачка (с закапыванием атропина) и применением специальных детских векорасширителей. Первое обследование обычно проводится в отделении интенсивной терапии новорожденных под контролем мониторов.
Дополнительно для диагностики и контроля за эффективностью лечения применяют ультразвуковое исследование глаз. Для проведения дифференциальной диагностики между ретинопатией и другими заболеваниями, вызывающими нарушение функции зрительного анализатора у недоношенных детей – частичной атрофией зрительного нерва, аномалиями развития зрительного нерва и др., применяют регистрацию зрительных вызванных потенциалов (ЗВП), электроретинограмму (ЭРГ).
В случае регресса ретинопатии новорожденных ребенка следует обследовать у офтальмолога один раз в 6-12 месяцев вплоть до 18 лет — на предмет исключения сопутствующих ретинопатии осложнений (в частности, отслойки сетчатки в подростковом возрасте).

Лечение 3 стадии ретинопатии («пороговой») проводится с помощью лазеркоагуляции либо криокоагуляции аваскулярной (бессосудистой) зоны сетчатки, причем вмешательство должно быть проведено не позднее 72 часов от момента ее констатации. На более поздних стадиях применяется хирургическое лечение — циркулярное пломбирование склеры и транцилиарная витрэктомия.

Криокоагуляцию чаще проводят под наркозом, реже — под местной анестезией. Техника ее заключается в замораживании аваскулярной (бессосудистой) части сетчатки. В случае успеха процедуры (в 50-80% случаев) прекращается развитие рубцовой ткани и патологический процесс останавливается. В тоже время процедура сопряжена с определенным риском — может возникнуть падение сердечной деятельности и нарушение дыхания. Поэтому во время проведения криокоагуляции необходим постоянный мониторинг больного. По завершении процедуры вокруг глаз ребенка появляются отеки, гематомы, покраснения, которые проходят в течение недели.

Большинство офтальмологов в настоящее время отдают предпочтение лазеркоагуляции бессосудистой сетчатки (так называемой транспупиллярной лазеркоагуляции), поскольку она менее травматична, более эффективна, дает меньшее количество побочных реакций, и позволяет точнее контроливать процесс вмешательства. Другие преимущества лазерной коагуляции:


  • процедура безболезненна, поэтому нет необходимости в обезболивании ребенка;

  • после процедуры практически отсутствует отек ткани;

  • воздействие на сердечную и дыхательную системы минимально.

При неэффективности криотерапии и лазера, прогрессировании отслойки или переходе ретинопатии из 3-й в 4-ю и 5-ю стадии на помощь приходит хирургия.

Хирургическая техника, именуемая склеропломбировкой (циркулярное пломбирование склеры), достаточно эффективна при лечении отслойки сетчатки, особенно если отслойка небольшая. При склеропломбировке с внешней стороны глаза вставляется «заплатка» в месте отслойки и подтягивание ее до тех пор, пока сетчатка не соприкоснется с местом отслойки. Исследования показали, что данная методика хороша даже на последних стадиях. Зрение, после удачной склеропломбировки улучшается значительно. При неудаче склеропломбировки или при невозможности ее проведения применяется витрэктомия.

Витрэктомия («витреум» — стекловидное тело, «эктомия» — удаление) — это хирургическая операция, цель которой — удаление измененного стекловидного тела и рубцовой ткани с поверхности сетчатки для устранения ее натяжения и отслоения. В случае частичной отслойки сетчатки операция дает шанс сохранить зрение. В случае полной отслойки — прогноз неблагоприятный.

www.medportal.ru

, ??? ??????????? ????????????, ??????????????? ?????????? ????????? ????????? ? ????????????? ?? ??????????? ?? ? ????????. ????????????? ?????????? ??????? ??????? ???????? ????????? ??????? ????????. ?????????? ??????????? ???????????????? ???????? ???????? ? ????????? ??????????????? ??. ? ??????? ??????? ?? ????????? ???????? ??????????????? ????????????.


????????????????? ????? ???????? ??-?? ??????? ? ???? ???? ??? ??? ???????? ??????? ??????????? ? ??????. ???????????? ???? ? ???????? ????????????, ? ?????????? ??????? ??????????? ???????? ??????? ????????, ? ??? ????????????? ? ?????????? ????. ?????????? ???????? ?????? ???? ??? ? ??? ???????? ??????? ???, ???????, ??????????, ????????? ?????? ? ????????? ?????? ? ????????? ? ??? ? ?????? ????????. ??? ???????? ?????? ? ????? ??????? ? ?????? ???????? ??????????, ? ? ?????? ? ? ????????? (???. 13.1).

???. 13.1. ??????????? ????????????

???????? ???????????? ????? ???????????????? ? ?? ???????. ??????????? ??????? ? ?????? ?????????? ?????? ???????? ? ????? ??????, ??????????? ???????? ?????? ? ????????? ????????. ??????? ??????? ? ????????? ? ?????? ??? ????? ???????? ? ????? ????????. ???????????? ??????? ??????????? ? ? ???????????????? ????????????. ??? ????? ?????????????? ???????????? ??? ??????????? ????????????, ? ????? ??????? ??????? ?????????? ????????? ?????????? ???????????.

?????? ???? ????? ????????? ? ????????? ??? ??????? ????????? ?? ????? ?????????. ??????? ?????????????? ?? ??????????? ???. ???????????? ???????????? ??????????????, ???????????? ?????, ??????????? ? ?????????, ????? ? ?? ???????, ????? ??????? ????????? ?????, ??????? ????????? ????????, ???????? ??????, ???????, ????????. ??-?? ????? ????????? ? ???????? ?????????? ???????????? ????? ??? ?????????? ?????? ??????????? ? ??????? ??????? ????????????? ? ???????????? ???????? ????????????? ? ???????? ????????????. ?????? ?????????? ????? ???? ???????? ??? ???, ??????????? ???????? ???????????? ????????, ????????? ???????????????? ? ??????????????? ????????????. ?-???????????? ???????? ???????? ? ???????????? ???????? ??? ?????????? ?????????.

??????? ? ????????????? ? ??????????? ???????????? ????????????? ?????? ??????????? ? ?????? ?????? ????????. ????????, ??????????? ? ?????? ?????, ????????? ???????? ????? ??????? ?????????????? ?????????. ?????? ????????? ? ????? ?? 6 ??????? ? ? ????? ?? 4,5 ?? ??????? ? ?????? ??????? ??????????. ???????? ?????? ???? ????????? ? ??? ???????, ????? ??????? ???????? ?????????? ? ??????????? ??????, ??????????????? ?????????, ??????????. ?????????? ?????????? ????????????????????? ???????, ??? ???? ????? ??????? ???? ????????????????? ??????????????. ?? ???????? ??????? ????????????, ???? ??????? ????????????? ??? ???? ?? ?? ???????????????? ?? ?????????? ???????.

????????????? ??????? ?? ???????? ????? ????????? ? ?????? ?????? ??????????? ? ???????? ???????? ?????????????. ??????? ?????????, ??? ???????? ???????? ???????? ?? 18-????????? ????????. ?????? ???????? ?????? ???? ????????? ?? ??????? ??????????. ??? ????????? ? ??????? ????????????? ????? ?????? ? ???????? ????????. ???? ????? ?????? ?????????? ????????? ? ???????? 3-4 ???????. ?????????? ??? ????? ?? ????? ???, ????????????, ?????????????. ??? ??????? ???????????? ?????? ???????? ?????? ? ?????????? ???. ???????? ??????????? ? ???????????, ?????????? ???????? ?????? ? ???????????? ???????????. ?????????? ??????????? ????? ???? ?????????.

???? ???????????? ???????? ? ???????, ??????? ????? ?????????? ???? ?? ???????. ????? ????, ? ?????????? ???????? ???????????? ??????? ?????????? ??????????????? ???????, ????????????? ???????? ??????. ??? ??? ?????? ??????? ?????? ????? ??????? ????? ?????????? ???? ???????. ?????????? ?????? ?????? ? ?????? ????????? ????????? ? ????????? ?????????????-????????????? ????????? ????????. ????? ????, ??? ?????????? ??????? ?????????? ?????????? ??????? ?? ??????? ????????? (???. 13.2).

???. 13.2. ??????? ????? ???? ? ????? ??????? ????? ?????????? ???? ??????? ? ???????? ????????????

???????? ?????????? ???????? ?????? ????? ????????? ???? (???. 13.3).

???. 13.3. ?????? ????? ??????????? ????? ?????????? ????


??????? ????????. ????? ???????????????? ???????? ??????????? ???????? ? 0,5 ?? ? ? ????? ? ??????? ???????????? ?????? ??????? 1,4 ?? ??????? ???????. ?????? ?????????? ???? ???????????: ???? ???????? ? ???????? ???? ?????????? ?????? ?????, ?????? ? ? ???????? ???? ???????????. ????? ???? ?????? ???????? ??????? ??????????? ??????, ????? ???? ????? ???????? ???????. ?????????? ??????????? ?????? ??????????????? ??-?? ????? ??????? ???????? ? ????????? ??? ??? ??????????? ????????. ????? ?????? ??????????? ???????? ???????? ??????????. ????? ????, ??? ???????? ????????? ??????, ??????????????? ? ?????????? ????? ?? ?????, ?????????? ????????????? ?????? ???? ??????????. ????????????? ???????????? ??????? (??????????? ?????? ? ???????? ??????????) ????????? ??????? ??????? ?????? ? ?????? ??????? ???????????, ???????????? ?? ??? ????????????? ?? ????? ???? ? ??????.

???????? ?????????? ???????? ??????????? ?????? ????????. ????? ??????????? ?????????????????? ??????????? ??? ????????? ? ????????? ? ??????? ??? ????????. ??? ?????????? ? ???????? ???????????? ????, ? ???????????? ?????????? ???????? ??????? ??????? (???. 13.4).

???. 13.4. ?????????? ???????? ???????

? ?????????????? ????? ??????? ?????? ????????????? ??????. ?????? ????????????? ????? ?????????? ????? ???????????? (???. 13.5).

???. 13.5. ???????????, ????? ?????????

???????? ?????? ???? ???????? ?? ??????????? ?????? ???????? ???? ????????????? ????. ?????????? ????? ?????????? ??????? ??????????? (???. 13.6).

???. 13.6. ???????? ??????????? ????? ???????????

???? ????????? ?????????? ???????? ??????, ?? ??? ????? ??????? ????? ???????? ??????????? ?????. ??? ????? ??????????? ?????? ????? ?????? ?????? ? ???????? ?????? ? ? ?? ??????? ???????? ???????? ??????? ?????. ??? ????? ?????? ???????? ?????? ?? ???????? ???????????? ??????? ?????? ??????? ??? ?????????? ?????? ? ??????????????? ???????. ???????? ???????? ? ??????????? ???????, ??????? ??????? ? ???? ??????, ????? ????????? ???????, ???????? ???????? ?????? ? ?????????? ???? (???. 13.7).

???. 13.7. ?????????? ???????? ?????? ???????? ? ??????????? ???????

?????? ??? ????? ????????? ??-?? ????????? ??????????? ??????? ? ???????? ????????????. ???? ???????? ??????????????? ??? ???????? ???????? ??? ? ???? ???? ???????? ?????????? ? ????? ??????????? ?????? ????????, ?? ???????? ?? ???? ??????? ?????????.

? ??? ???????, ????? ??? ????? ????????? ????????? ??????????????? ????????, ???????? ????? ???? ??????????. ??? ?????????? ????????? ?????? ???????? ???????????? ??? ???????????? ? ??????? ??????? ? ??????????? ?????? ? ?????????? ?????????????? ? ?????????? ?????? (???. 13.8).

???. 13.8. ??????????????

?????????? ??????? ??????????? ????????????.

????????? ??????????????? ????????, ?? ??????? ?? ?????? ??????? ??????????, ??? ? ???, ?????? ???????? ????? ????? (???. 13.9),

???. 13.9. ????????? ??????????????? ????????

??????? ? ??? ????????. ???????? ??? ????? ???? ???????, ?? ??????? ?? ?????? ????????. ?????????? ? ???????? ???????? ???????? ???????, ??????? ? ???????? ?????????? ???????????. ???? ??????? ???????? ?? ???????? ???????. ? ?????? ????????, ????????? ? ???????, ???????? ?????, ?????????? ???????? ? ???.

????? ???????, ? ?????? ??????????????? ???????? ?? ??????? ? ?????????. ?????? ????? ????? ????????? ?????? ??????. ???? ????????? ?????? ?????????? ?????? ????? ?????? ???????????? (????????????????? ???, ??????????? ??????) ???, ????? ?? ???????? ???????? (???. 13.10).

???. 13.10. ????????? ?????? ????????? ????????

?????? ???????? ???????? ? ??????? ????? ???? ???????? ??????? ??? ??????? ????????. ?? ???? ??????? ??? ??????????? ??????? ?????? ??????????? ? ??????? ??????. ????? ?????? ????? ?????? ????????, ??????? ?????????? ?? ????????? ????????, ??????? ????? ??????? ????, ???, ??? ???????? ?????? ? ????? ????-?????????? ???? ? ??????????? ???????????.

??? ?????????? ? ????????? ???????? ????? ???????????? ?????? ??????????? ???????, ??????? ???????????? ??????, ??? ??????, ??? ? ????????? ??? ????? 45 ? 90?. ????? ?????????? ??????? ??????? ? ?????? ?????? ?????? ???????? ????? ???? ?????? ??? ???????? ? ??????????? ????? ????????? ???????? ? ????????? ???????? ? ??????????? ?? ?????? ? ????????? (???. 13.11).

???. 13.11. ?????????? ???????? ? ??????? ??????

????????? ????????? ???????, ?????????? ??????? ???????? ??????? ?? ????????, ? ????? ?? ????? ?? ????????? (???. 13.12).

???. 13.12. ?????????? ???????? ?? ?????

??? ???? ????? ???????????? ??? ?????????? ?????? ??????? ???? ???????????, ? ????? ??????, ????? ??????? ??????????? ?????? ? ???????? ??????????.

?????????? ??????????????? ???????? ?? ????????? ???????? ????????? ???????? ?? ????????? ?? ???????? ? ??????????????? ??????? (???. 13.13),

???. 13.13. ????????? ???????? ??????????????? ???????? ? ??????? ??????

????????? ????????? (???. 13.14).

???. 13.14. ???????? ????????? ??????????? ???????? ???????? ???????????

?????????????? ????????? ?????? ??-?? ????? ??????????? ????????. ??????????? ? ??????????? ????? ????????? ?????? ? ??????? ??????. ???????????? ??????? ???????? ?????? ????????, ?????? ?????????????? ??????????? ??????? ??????????????.

????? ?? ?????????? ??????????????? ???????? ????? ?????????????? ???????? ? ?????? ?????? (???. 13.15).

???. 13.15. ?????????? ??????? ????????

??? ????? ???????? ??????? ? ??????? ? ?? ????? ???????????? ?????????? ?????. ????? ????????? ??????? ????????, ???????????? ???. ??? ????????, ??????, ??????????? ????? ???????, ??? ? ??????????????? ??????. ????????? ??????? ?????, ???????? ??????????????? ???????, ????? ????????? ?????? ???.

????? ???? ??? ??????? ??????????????? ????????? ???????? ? ????? ??? ???, ?????? ?????? ?????????? ????????????? ???????? ???????????????? ???????, ??????????? ?????????????? ??????????????? ????????? ????? ????????? ????? ? ????????????????? ?????????. ? ?????????? ???????????????? ??????? ?????????? ????????? ??????? ????????. ?????????? ???????? ????? ????? ????????? ?????????. ??? ???? ????? ???????? ????? ????? ? ??????? ??????, ??????? ???????????? ????????? ??????, ???????? ??????????? ?????????? (???. 13.16).

???. 13.16. ?????????? ???????????????? ????????

????? ???? ??? ????????????? ??? ??????? ? ? ???? ?? ???????? ??????????, ??? ?? ??????????? ? ???????? ???????? ???, ????? ???????? ????????? ???. ??? ????? ??????????? ????????? ??????????? ????????? ??????????? ????????? ? ?????? ?????, ??????????? ? ????????????? ????????, ???????? ?????? ?????? ? ?????????????? ????. ???? ???????? ? ?????????????? ???????????? ? ????????, ??????????? ????????? ????????, ???????????? ????????? ??? (???. 13.17).

???. 13.17. ????????? ?????????????? ????????

??????? ?????? ???? ????????. ???????? ??????? ? ????????? ????????? ?????????? ??? ????, ????? ?? ??????? ??????? ??????? ???????? ????????, ??? ??? ??? ????? ???????? ? ??????? ???????? (???. 13.18).

???. 13.18. ?????? ???????? ??? ?????????? ????????? ? ???????

??? ???????? ??????? ? ????????? ??? ???????? ???????? ????????????? ? ?????????, ???? ? ??? ??? ???????. ?????????? ??????? ?????????? ?? ??????? ??-?? ????? ??????????? ????????. ?? ???? ?? ??????? ??????????????? ??????? ???. ??????????? ????? ????? ??????? ????????? ??? ? ????????? ????????, ? ??????? ????? ?? ?????? ???????????.

? ?????? ????????????? ???????????? ? ???? ???????? ?????????? ???????? ?????????????, ?????? ????? ????? ? ??????????? ?????????. ?????????? ?????????????????? ????????????, ??? ??? ??? ????? ??????? ??????????????, ??? ?????????????? ???????????? ??? ? ???????? ????????, ??? ? ? ????????????????? ??????? ????? ???????????? ??????????????? ????????. ??? ??????????? ??????? ???????? ?????????? ??????? ????????? ????????????? ??????. ? ???? ?????? ????????? ???????? ????????-??????? ????? (???. 13.19).

???. 13.19. ?????????????? ?????????????, ????????? ????????-??????? ??????

? ????????????????? ??????? ??????? ??????????? ???????? ? ?????????? ???????? ??????????????. ?? ??????????? ???????? ?????????? ????? ???. ?????????, ??????????? ? ?????? ???????????????? ????????, ???????? ?????????? ???????? ? ?????? ???????? ????????????, ?? ?? ?????? ????????????? ?????, ?????, ??????????? ??? ???????? ? ???? ???????????, ?????????, ???????? ???? ? ????????. ????? ??? ?????????????? ??????????? ???????????????? ????????.

???????? ?? ?????? ?????????????? ?????????? ????????? ??? ?????????? ?????????????? ???????. ???????????? ?? ?? ??????? ???????????, ??? ? ??? ????????? ????????. ??-?? ????? ??????????? ????????, ?????????? ? ???????, ??????????? ?????? ? ??????????? ????? ??????? ????? ?????? ? ????? ??????? ? ??????????? ?? ?????? ???????????. ??? ?????????? ???????????????? ???????? ????? ???????????? ????????????????? ??? ? ???????.

?????????? ??? ????????????? ? ????????????????? ??????? ????????, ?????????? ???????? ????????????? ?? 2-6 ???????. ?????? ????? ?? ?????????? ????????? ??????????? ???????? ???????? ??????? ? ????????. ? ????? ??????? ?????????? ?????????? ?????? ??????? ?????????, ???????????? ? ??????? ??????????????. ??????????? ???? ??-?? ????? ????? ????? ????? ????? ???? ?? 18 ?? 30 ????????, ?? ?????????? ?????? ?????????. ???????? ?????????? ??????? ???? ???????? ? ????? ???????? 2-3 ????.

????????????? ????????????? ????????? ????? ???? ??????? ? 46% ???????, ??????? ? ????? ???????. ?????????????? ?????????? ?????????? ?? ?????????????. ?????? ??? ?????? ?????????? ???????? ??????? ?????? ??????????? ???? ?? ?????? ????????????? ??? ???????? ???? ? ????. ??? ??????? ? ???????????? ??????????? ? ???????????????? ????????. ???????????? ??????? ?????? ?? ????????? 0,1. ?????? ???? ????? ?????????????? ??????????????? ? ???????? ??????????, ????? ???????. ??????? ???? ????????? ??????? ?????.

?????????? ??????????? ???????, ??????????? ????????????, ????????? ????????????? ???????, ????????? ??????? ????????, ???????? ???????? ?????????? ? ????????? ??????????????? ???????? ????? ??????????? ???????? ??????????.

—-

?????? ?? ?????: ????????????????? ???????? | ??????? ?. ?.

5. Ретролентальная фиброплазия

Каждый недоношенный новорожденный, особенно если он находился в кислородной палатке, должен быть осмотрен окулистом. У таких детей возможно развитие ретролентальной фиб-роплазии – ретинопатии недоношенных.

Возникает она на обоих глазах у детей, находящихся в кюве-зах, уже на второй—пятой неделе после рождения.

Наблюдаются три периода течения заболевания. Для первого периода (острой фазы длительностью от трех до пяти месяцев) характерно наличие на периферии глазного дна отека сетчатки, расширения сосудов, нежного диффузного помутнения стекловидного тела.

Второй период (период регрессии) характеризуется распространением от области ретинальных изменений в стекловидное тело новообразованных сосудов с их опорной тканью, появлением кровоизлияний, отслойкой сетчатки.

В третьем периоде (рубцовой фазе) в стекловидном теле определяются значительная масса непрозрачной ткани, очаги пролиферации, покрывающие большую часть сетчатки. Фиброзные массы постепенно заполняют все стекловидное тело вплоть до хрусталика. Передняя камера становится мелкой, появляются задние синехии из-за развивающегося иридоциклита, затем возникают осложненная катаракта, вторичная глаукома, микрофтальм.

Часто глазным изменениям сопутствуют микроцефалия, гидроцефалия, гипоплазия тканей полушарий, мозжечка, приводящие к умственной отсталости.

Лечение симптоматическое: рассасывающая терапия, корти-костероиды.

Следующая глава >


Понравилась статья? Поделить с друзьями:
Добавить комментарий